За предоставленные лекции сердечно благодарим Машу Косенко!

_____________________________________________________________________________________________

Фотографическая оптика Смирнов Борис Алексеевич

Лекция 1

Линейка карандаш резинка транспортир
Литература: школьный учебник физики частично
Ланзберг учебник по физике д высшей школы (узкая)
Лапаури 1955г фотографическая оптика
25 уроков фотографии
Оптика греч – наука о зрительных восприятиях
Для оптики нужен свет, Возника раньше чем оптические инструменты прежде надо рассмтреть что такое СВЕТ!
Севт, отражаясь на предметах попадает в глаз – получаем фотографический эффект.
Свет - поток лучистой энергиии воспринимаемый глазом  - теория отражения
Волновая теория – колебательные электромагнитные излучения разняться по длине волны рис1.
Неограниченный свет объемной волны - обыкновенный свет
Полиризованный свет - плоская волна
В оптике сложно учитывать все свойства света, Обычно берется во внимание 1.
Фото и кино оптика основано на геометрической оптике, которая дает точное представление о работе на фотоаппарате
Основные понятия
Луч и святяшаяся точка,
свет распространятется прямолинейно
следовательно, есть Луч – некая единица света
святящаяся точка или точечный источник света, которыми являются зведы. Точечный источник его площадь несравнимо мала с расстоянием излучения. Объект – совокупность светящихся точек! Каждый объект частично поглащает, Частично отражает свет. Точечный источник отражает неогрниченный пучок света во все стороны рис.2
луч света – направление света, пучок световых лучей
рис.3 коробка с перевернутым изображением
оптическая среда – территория, в которой может распространяться неограниенно свеченеи света на границах оптич
свет распроняется прямолинейно в однородной оптичексой среде!!!!
Поведение света на границах оптических сред! имеет также практичесое значение. Вся фотография происходит на границах двух сред. Пример Рис.4
Закон отражения и преломления: угол падения и угол отражения равны
Луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с нормалью и по разные стороны от нормаля
Луч падающий и луч отраженный взаимопереместимы по направлению
Угол преломления меньше угла падения, если изменяется один то меняется другой
Без преломления нет объектива стекло и воздух – граница преломления между ними. Преломление невозмозможно без отражения!!!
Преломление основано на снижение скорости света в рзличной среде!!!! В более плотной среде скорость ниже! Но разные длины волн имеют разную скорость света (за сключением в вакуме) елси преломление сильнее луч в-д будет ближе к нормалю! Это все работает для одной длины волны!!!!! Если взять белый свет для преломления то он распадется на разные волны? Длины которых разные и углы преломления разные. более всего преломляется коротковолновые, менее – длиноволновые!
Явление отражения света при приломлении приводит к разложению света на спектр!!!!
Показатель преломления привязывается к конкретному цвету! Например желтый примерно 500 нанометров
Рис 5 когда плотная оптическая среда – пластина
Построение изображения в зеркале! Рис 6
Рис 7 вся оптика построена на границах 2 сред, при этом одна из линз – кривая поверхность. Кривизна и показатель преломления
Стекло и другой прозрачный материал ограниченный двумя криволинейными приломляющими поверхностями называются линзами!
Материал линзы – стекло. Оптического стекла много сортов: тяжелое стекло преломление сильнее (могут добавляться различные приеси для уплотнения), легкое стекло (определяется показателем преломления)

Лекция 2

Точка
Светящаяся точка
Лучи света, идущие из бесконечности паралельны!!
Свет распространяется прямолинейно в однородной оптичексой среде!!!!
Обратимость хода лучей cлева направо и назад их пустить - точно повторяет свой путь! Лучи не влияют друг на друга в случае их пересечения они светят с той же силой!
Сферичекая поверхность!
Все линзы могуть быть разделены на 2 класса, внутри которых по 3 вида линз. Рис 8
Объектив состоит из многих видов линз, но в целом это собирательные линзы. Просто собирательная линза работает как объектив!!!!
Линзы определяются пережде всего радиусами кривизны! От радиуса кривизны зависет сила выпуклости линзы. Радиусом кривизны мы можем управлять тем как будет выглядеть линза.
Оптическая ось – прямая, соединяющая центры радиуса
В объективе все линзы расположены на одной оптической оси. Этоа ось является центром симметрии.
Кривизна и управляет преломлением
Выбирая радиус кривизны стекла и его состав то есть коэффицент преломления мы можем управлять преломлением
Рис 9
Если источник двигать дальше от линзы, то они бдут сходиться ближе к линзе. Затем он возникнет в одной точке и не будет приближаться к линзе, тогд точка источниа – бесконечность
Лучи идущие из бесконечности пересекаются с оптической осью в точке фокуса! Рис 10 лучи идущие из бесконечности паралельны
Преломляющая способность – оптическая сила линзы
Диоптрия - оптическую силу! Чем сильнее преломляющая способность тем ближе сойдутся лучи! Каждому положению оъекта будет соответствовать своя точка схода!
Диоптрия – обратаная величина фокусного расстояния
1 диоптрия преломляет слабо, 20 диптрий сразу фокусное расстояние уменьшается
фокуснаое расстояние зависет от силы преломления, чем слабее преломление тем длинее фокусное расстояние.
Оптическая сила линзы связана с фокусным расстоянием: чем больше ф. Расстояние тем линза слабее
Когда свет идет из бесконечности, когда паралельны лучи попадют на линзу они преломляются в точке фокуса. У линзы две точки фокуса задняя и передняя
Дисперсия – явление разложения света, лучи разной длины преломляются по разному чем короче длина волны тем сильнее преломление и наоборот! Это связано со скоростью света! Чем короче длина волны тем больше она падает!
Рис11 точка фокуса
Задняя вершина объектива
Передняя вершина объектива
Вершинное расстояние - расстояние от вершины линзы до фокуса
Задний отрезок – вершина задней линзы до точки фокуса
Рабочий отрезок - расстояние от опорной точки до фокусного расстояния
Отрицательная линза!
Рис 12
Двояковыпуклая линза! Рис 13 имея оптические плоскости можно стересть линзу и делать все построения исходя из оптических плоскостей!
Главные плоскости линзы, объектива и оптической системы – теоритечксие плоскости, в которых сосредоточена вся преломляющаю система!
Фокусное расстояние - расстояние от задней плоскости объектива до  фокуса!
Точка пересечения главной плоскости с оптической осью – главная точка линзы
Точка фокуса – на оптической оси, плоскость проходящая через точку главного фокуса – главаня фокальная плоскость!
когда фотоаппарат наведен на бесконечность то фотоаппарат находится в главной фокальной плоскости, которая находится в месте пленки
рис 14 луч проходящий через главную точку линзы С бесконечно тонкой линзы не преломляется
главная плоскость – плоскость на которой происходит преломление
если мы можем построить изображение одной точки, тогда мы можем построить изображение всего объекта
построение изображения!! Рис 15 если объект окажется в точке фокуса то линза не сможет построить изображение! Используя 2 луча черз заднюю точку плоскости и главную точку плоскости
отрицательная линза рис 16
рис 17различные расстояния объекта до плоскости – результат преломления через линзы


Лекция 3

Пересечение рис 18
Лучи, пройдя точку фокуса идут дальше на расхождения
Косые лучи большей части используются в фотогрфии
Рис 19 нас интересует только 1 точка изображения, остальные можно выстроить. Все лучи идущие из бесконечности – паралельны друг дргу по отношению к нашему глазу или к объективу фотоаппарата!
Сопряженное фокусное расстояние (сопряженный отрезок)
При ближении к объекту наступает момент, когда ближе подойти нельзя, так как фотоаппарат не наведет на фоку.
Случай когда у линзы одно фокусное расстояние рис 20
Формула Гауса  или формула линзы см после рис22 чем мы дальше отходим от объекта, тем меньш расстояние от фокальной плоскости до главной плоскости и наоборот!
Чем мы дальш!
Понятие масштаб включается когда крупное изображение!
Разные фокусные расстояния для изображения рис 22
Чем больше фокусное расстояние тем объект больше!
Еслт поставить объект в точку фокуса изображение не построим! Если объект поставить ближе точки фокуса рис 23
Положительная линза!
Оптические системы – объективы!
Объектив – цилиндр, которая представляет оправу объектива, в которую заключины системы линз! У него есть 2 главных параметра:
• Фокусное расстояние
• Светосила объектива – способность пропустить чрез себя то или ионе количество света
рис 24! Используя в объективе отрицательную линзу мы получили телеобъектив! То есть уменьшили объектив и увеличили фокусное расстояние!
Объектив только с положительной линзой – длиннофокусный объектив!!!
Линз может быть несколько, но в сумме они становится отрицательным компонентом.
Короткофокусные системы: рис 25 при коротком фокусое изображение маленькое, при длинном фокусе изображение большое!
Объективы, который имеют короткий угол могут захватить ширкий фокус!
Зеркально-линзовые объективы: рис 26
Оптика в оправе собирается при помощи винтиков – стопора!

Лекция 4

Телеобъективы или объективы с удлиненным задним отрезком существует 50 лет. Многолинзовость не главное. Дело в недостатке изображения одной линзы, не хвататет резкости изображения, поэтому нужны многолинзовые объективы.
Оптику делают многолинзовый, чтобы исправить изображение одной линзы. Недостатки – аберрация. Их очень много и действуют они все сразы. Все усилия оптиков направлены на подавление аберраций!
Влияние аберраций и практическая фотография!
Аберрации привоядт к тому, что точки превращаются в кружочки и получается размытость.
Для каждой длины волны своя скорость! Это также влияет на получаемое изображение. Таким образом рассмотренные раннее варианты фокусов – теория идеальной линзы.
Чем больше оптическая сила линзы, тем труднее подавить аберрации!
Рис 27
Оптическая сила линзы зависет от кривизны сферической поверхности, но она переменная: вверху и внизу сужается. Таким образом опт. сила линзы разная: сильнее в центре, при осевых точка фокуса будет более дальняя. Глаз человека устроен также! В центре показатель приломления сильнее чем у краев! Это называется сферическая аберрация! Свойствена всем опт. Системам.
Асферическая поверхность – имеет поверхность переменной кривизны. Рис 28 часто бывают штампованными, но в этом случае используют пластмасу и ставят внутрь объектива.
Как исправить сферическую аберрацию: рис 27 поставить диафрагму, аберрация резко упадет, но с ней и упадет светосила. Чем больше светосила объектива тем сильнее проявление сферической аберрации.  Насколько нужна сильная светосила?! Сферическая аберрация – определенная нерезкость. Диафрагма управляет сферической аберрацией. Но с другой стороны – всегда ли нам нужна сильная резкость, например при съемке портрета она не желательна. Управляя диафрагмой можно уменьшать или увеличивать аберрацию – нерезкость. Это все касается монохромного луча.
Хромотическая аберрация! Когда на границе белого черного видна кайма отделяющая цвета друг от друга. Это зависет от дисперсии. Открытие Ньютона –радуга - диспесрия – разложение света на цвета. Разная длина волны!
Рис 29 из-за разного преломления и разной длины волны изображение будет многоцветное по своим границам.
Как бороться с хромотической абиррацией: рис 30 аберрации свойствены положительным и отрицательным линзам, но для положительно – одни аберрации, для отрицательной – другие, таким образом они могут компенсировать друг друга. Кроме разного коэффицента преломления стекла линзы имеют разную дисперсию! Положительную линзу в 3 диоптрия делают из стекла маленькой дисперсии, а отрицательну из стекла большой дисперсии! Отрицательная подавляет положительную. Вместе с тем мы частично решаем проблему сферичексой аберрации. Рис 29. Как ставят линзы в объективе для подавления этих аберраций. Такие линзы и объективы с такими линзами называются ахроматы!
Длиннофокусный объектив с такими линзами дает огромное поле изображения, но из него берется только центральное изображение, таким образом качество увеличивается. Рис 31
Зум объективы самые сложные по коррекции. Лучше всего корректируются дискретные объективы – объективы с одним фокусным расстоянием. Его используют при киносъемке.
Качество изображения связано с размером кадра и размером увеличенного изображения.
Труднее вcего победить аберрации в большом фокусном расстоянии!!!! Чем меньше фокусное расстояние у объектива, тем лучше там исправлены аберрации.
Качество изображения! Фотоизображение допусакет потерю качества при сохранении художественного сюжета (в  случае с портретом)
Найти маленькую положительную линзу (лупу) или очки с положительной линзой, зажечь лампу,подальше отойти от нее, на листке бумаге навести фокус от точечного источника, зтем его закосить немного, мы получим комету рис 32.  – кома аберрация. Более всего подвержены аберрации краевые лучи, в центре изображение лучше, резче.
Астигматизм! – стигма (лат.) – точка, астигма – отрицание – невозможность точку передать точкой.
Анастигмат – двойное отрицание- объектив передающий точку точкой. Сейчас почти все объективы – анастигматы. Рис 33.
Дисторсия! – может быть полезной  и вредной. Зависет от положения диафрагмы. если диафрагма помещена впереди, то дисторсия – положительная, сзади – отрицательная.
Спереди и сзади??!!:
Линза – образ объектива, перед ней отрицательная линза. Если объектив из блоков положительных и отрицательных, впереди и сзади – означает спереди и сзади положительного блока рис. 34
Дисторсия рис 35 в случае наличия диафрагмы кривые поднимаются к оси – аберрация краевых лучей, изображение будет меньше того, что должно быть и будут кругообразные внешние кривые. Чем шире объектив тем сильнее выявлен этот эффект, потому что изображение преломляется именно краевыми участками. Широкоугольным объективам свойствена часто дисторсия, но есть объективы, где дисторсия испорчена! Объектив не искажает, но мы находим такую точку съемки, которая
Сила дисторсии зависет от оптической силы линзы. но также из-за перспективы! Дисторсию можно использовать в фотографии как творческий прием.
Другой вид дисторсии – диафрагма сзади: направление перемещения луча будет удаляться от реальной точки которая должна быть в идеале! Краевые точки окажутся дальше чем они должны были быть – подушкообразная дисторсия рис 35б.
Когда между диафрагмой есть 2 компонента положительных – симметричная конструкция объектива!
Чем сильнее оптическая сила компонента, линзы, тем сильнее проявляются все аберации.

Лекция 5

Основные параметры объектива
50/2 – фокусное расстояние – 50 мм светосила 2
от фокусного расстояния зависет крупность изображения!
Объективы разные имеют разный угол! Объектив имеет определенный угол зрения. С одной стороны пространство под определенным углом, а с другой сторон точка изображения. Рис 36 внутри объектива – резкое поле – поле полезного изображения! Все поле – поле объектива! Нас интересует угол полезного изображения. Поле полезного изображение должно быть не меньше чем формат кадра! Если онон большое то можно использовать меньший формат, а если маленькое, то изображение будет нерезким. Задача – вписать формат в поле полезного изображения! Длиннофокусноый объектив имеет болше поле полезного изображения.
Если взять диагональ кадра – мерило фокусного расстояния! Объективы, фокусное расстояние которых приблизительно равно диагонале кадров – нормальные объективы, приблизителньо 50 мм. На самом деле там нет 50 мм. (вес равно что – чловек среднего роста) взять формат 24 на 36 – 50 мм – нормальный! А если взять 6 на 6 то нужен длиннофокусный объектив, примерно 80 мм.
Если маленькая матрица в фотоаппарате, то 50 мм – довольно длинофокусный! Размер матрицы важен с точки зрения фокусного расстояния. Крупность возникает из-за разного угла, под которым объектив видет пространство.
Дискретная оптика рис 37.
Мы выбиарем объектив в зависимости от сюжета! Широкофокусный если нам нужен фон и его фактура в фоне,  когда среда характеризует человека! длиннофокусный, когда снимаем только лицо!
Объект можно регулировать глубиной резкости и углом объектива! Фокусное расстояние выражает оптическую силу объектива.
Светосила – способность объектива создать изображение той или иной яркости. Чем боьше светосила, тем ярче будет изображение.
Ее пищут в виде дроби 1:2
Светосила связано с чувствительностью пленки и матрицы. Много света тоже плохо. Диафрагма – устрство регулирующее светосилу! Светосила выражена в виде дроби. С точки зрения светосилы нас интересует площадь, которая зависет от квадрата диаметра. Площадь объектива пропорциональна квадрату диаметра объектива. То есть объектив в 2 мм – диаметр 4 а 1 – диаметр 2. 
Освещенность листа обратно пропорционально квадрату расстояния от окна
Длиннофокусный объектив – меньше светосила. Короткофокусный – светосила больше
Светосила зависет и от диаметра и от фокусного расстояния. Формула рис 38. Светосила всех объективов выражается в относительных отверстиях, изменяется пропорцианольно квадрату относительного отверстия. Если в 2 раза уменьшить расстояние то светосила уменьшиться в 4 раза – это невыгодно. Каждое деление диафрагмы – изменение светосилы в 2 раза. Выдержка тоже изменяется в 2 раза. Выдержка длинее или короче! Нельзя больше или меньше говорить! Открыть или закрыть диафрагму.
При двойном фокусном расстоянии светосила уменьшается в 4 раза. Появляетс б – сопряженное фокусное расстояние.
На разных зумах по-разному могут быть проставлены светосилы. До определенного момента это не имеет значение, но на макропланах, при 2-м фокусном расстоянии диафрагму нужно приоткрывать на 2 щелчка это и будет 4 раза. Расчитывая светосилу геометрически мы рассчитываем светосилу не оптики а дыры, а на каждом стекле мы теряем определенный процент. Отражения очень плохо действуют на изображение! Самая вредоносная часть света!
Рис 37 только в случае бесконечности.
Взять объектив и настольную лампу – можно увидеть 10-ки тражений лампы! Для этого одевают на объективы бленды, тогда свет попадает меньше на переднюю линзу объектива.
Явление интереференции!
Интерференция наступает при наложении когерентных волн света – одинаковых по длине и по фазе волн! Они усиливают друг друга при совпадении или же гасят друг друга
Рис 39 просветление
Первое время объективы были голубые. Фото – ч/б в основном хоршо заперало только 1 длину волны. Потом стали делать 2-х слойные, 3-х слйойные. Сейчас м.б. 30 слоев и больше.
Геомитречксая и эффективная светосила!
Объективы какое-то время имели 2 шкалы: геометрические – белые шкалы, эффективные красные шкалы. теперь 1 шкала.
Покрытие пленки бывает физическое и химическое. Хим-е травление стекла. Физическое – напыление аэрозоли в вакуме послойно газообразное вещество.
На практике помимо плоскости наводки есть некое простанство. Есть резкость и есть глубина резкости. Почему резко? Резкость – когда мы взяли точку на объекте, и объектив в изображении построил изображение точки. Когда в объективе точка – точка, а не кружок с каким-то диаметром. Совокупность кружков а не точек – совокупность объектов! Понятие точки и пятна относительно (идеальной точки не бывает) но глаз способен различить диаметр кружочка при определенных условиях. При определнных условиях – это не кружочки а точки. Пуантилизм построен на разрешении глаза, когда на определнном расстоянии точки сливаются. Рис 40 по существу, резкость – понятие относительное. Максимально мы можем разрешить 0,1 мм с расстояния 25 см мы воспоринимаем как точку. В фотографии ввели критерий резкости, кружок рассеивания. Когда фотография была нан форматных материалах. Сейчас кружок рассеивания изменился 0,03 мм или 0,25. Глубина резкости – неодинаковая величина. Зависет от многих факторов. Кроме того – творческая величина! Глубина резкости зависет от фокусного расстояния объектива, чем оно короче – глубина резкости – боьше и наоборот! Широкоугольный – глубина резкости больше, длиннофокусный – глубина резкости меньше.
Бесконечность – от этого расстояния все в глубину – резко. чем ближе объект съемки тем глубина резкости меньше. Чем больше а (расстояние от объектива до объекта съемки) тем глубина резкости больше, чем меньше расстояние , тем глубина резкости меньше.
Z – диаметр кружка рассеивания – усредненная величина, полученная методом опроса.я Если формат пленки меньше, то критерий кружка рассеивания резче. И конечно зависет от диафрагмы, сужая диафрагму – глубина резкости увеличивается.

Лекция 6

Пленка состит из «зернышек» , которые влияют на разрешение. пленка изначально возникал как кинопленка. Качество пленки не опзволяла сделать с маленького негатива кадр. Пленка улучшалась по своей способности, но закономерность чем больше площадь негатива и больше площадь позитива тем качество будет лучше. Точка – элемент изображенияю она неидеальна, чем ближе к идеальности тем больше резкости! Точка остчета резкости , которая болеле строгая изменяет представление о резкости. Нет ничго абсолютного ни резкости ни качества изображения, качество изображения также творческий элемент, которым можно управлять!!!!!
Рис 41 точка резкости!
Еще на разрешение , на глубину резкости влияет диафрагма!!!! Рис 42
Чем меньше диафрагма тем расстояние на котором точка резкая ближе!
Круги накладываются другу на друга. Важны точки стоящие рядом. елси точки отдалить, тогда для глаза они в конце концов сольются в одну. Между точка есть расстояние, которое также можно измерить. Решили исходить от того сколько линий можно нарисовать в объективе. Это зависет от того как скоррегированы абберации, чем лучше они скоррегированы тем разпешение лучше. Сделали специальные таблицы, которые называются МИРЫ, по ним нарисовали определнно йтолщины линии и между нимим такойже промежуток. При астегматизме в разной плосткости степень разности этих черточек может быть разной. Чем более мелкие линии воспроизводит объектив тем он скорректирован лучше. Есть Миры радиальные, по длине окружности вычесляют все. Важно посмотреть как разрешает объектив по всему полю изображения рис 43.
Разрешающая способность важна для материала на которой снимаем. Для пленки также выясняют разрешающуюю способность материала. Чем меньше чувствительность тем больше разрешение пленки. Например пленка 300 и объектив 300 а после съемки получили 100 – 150 – фотографическая сособность примерно в 2 раза меньше наибольшего по разрешению материала или объектива! Зависет от исправности объектива. Температуры прояаителя и т.д. разрешающая сила объектива менене требовательна чем у другой техникик, для работы достаточно 300, так ак супререзкость нам не нужна/ разрешающа сила в основном зависет от исправности аббераций. Есть лаборатории, где можно посмотреть объектив! На следующее занятие лучше взять фотик!
Существуют различные насадки, которые изменяют резкость объектива и делают различные эффекты! Например, намеренно хотим исказить изображение или сделать часть его нерезким....
Фирма Тиффер производит оптические насадки! Для различных эффекто и вариантов изображения!
Рис 44 пример оптичексого эффекта.
Диффузионные насадки
Насадки, рассеивающие контраст
Фильтры оттененные
Чулок! Сетка может быть разной структуры, свет попадая через чулок происходит эффект диффузии! Елси в чулке прожечь дырку, в центре кадра будет все резкое а по краям нерезкое. Лучше натягивать на стекло и менять расстояние стекла от объектива, также влияет на эффекты оптики.
Очень интересные кадры с лупой в кадре!

Лекция 7

макросъемка и крупномасштабное изображение
Коррекция аберраций существует для определенных дистанций! Операции наводки на фокус – выдвежение объектива. При макро съемки существует ограничение на выдвежение объектива, оправу макро объектива сделать сложно. существют приемы макросъемки. Вывернуть объектив из фотоаппарата и поставить между ним и объективом удлинительные кольца/мех, но качество изображения при этом ухудшится.
Макро объективы  и фотоувеличители – перевернутые объективы, их надо искать в микроскопии.
Можно перевернуть свой объектив для макросъемки, но выдвигать его все равно нужно.
В данном случае нужна экспозиционная поправка:
Обычно она автоматическая, самостоятелно:
Рис 45
При съемке в масштабе 1 к 1 на фокус наводм самим аппаратом ане кольцом зумирования! На резкость не наводить, будет изменяться экспозиция! (Это для наших объективов)
При макросъемке
Потеря светосилы
Ухудшение качества
Потеря глубина резкости
Другой способ макросъемки: рис46
Перспектива
Основная задача фотографии – изображение на 2х мерной поврехности а объекты, которые снимем – 3х мерные. Изображенине это передает, это зависит отнашего восприятия объектов. Линейная перспектива, перспектива, где масштабы объектов уменьшаются пропорцианольно удалению объекта от съемки.
Если перспектива-  разница масштабов объекта в кадре, то это надо учитывать. Чтобы передать глубину объекта, нужно создать большую разницу масштабов переднего и заднего плана объектов, чем больше разница, тем больше будет глубина объекта на изображении. Есл и стать на одну и ту же точку и сфотографировать коридор объективами разными фокусными расстояниями – перспектива  будет разная! Это происходит за счет разницы маштаба, более широкоугольным объективом мы захватываем больше объектов. Перспектива изменяется с изменением точки съемки, для этого нужно выходить на активный передний план! Чтобы сделать плоский кадр, тогда по переднему плану не должно быть предметов в масштабе больше чем последующие.
Тональная/воздушная перспектива: объекты переднего плана более контрастные и видные чем объекты заднего плана. Видимость объектов изменяется прямопорционально удалению от точки съемки.
Линейная перспектива зависит от тчоки съемки линейной фотографии. Чем дальше мы от фотографии тем глубина пространства больше на фото, чем мы ближе рассматривам тем он будет менее глубинный.
При ракурсной съемке может быть искажение перспективы, если повысить точку положения фото, это значение будет невилироваться.

Уход за оптикой!
Объектив должен быть всегда закрыт!
Нужно минимизировать сотрясение иначе аберрации увеличиваются.
Объективы не должны соприкасаться друг друга.
На объективы лучше подобрать защитное стекло! Некварцевое!
Просмотреть оптику с помощью лупы, все соринки!
Снять их воздухом, есть в продаже сжатый воздух!, белечья кисточка удаляет жир !перед этим ее лучше обезжирить спиртом и высушить! Но кроме линзы никуда не прикосаться. Сначала чистим линзы потом метал!
В крайнем случае чистим спиртом очень чистым!!!! Медицинский!
Замшу также лучше сначала очистить спиртом!
Сухой тканью нельзя протирать!
Температурные перепады! После улицы заносить сначала в прохладное помещение после сильных морозов!