Оставшиеся лекции Кабакова по версии Маши Косенко - ее и благодарим!

_________________________________________________________________________________

Л2

Свет – электромагнитные волны от 400 до 700 нанометров от фиолетового к красному
Свойства света:
В воздухе всегда существует пыль ( или влага) в нижних слоях атмосферы
Для коротких волн пылинка будет большая а для красных маленькая синий цвет неба – рассеянный свет, который отражает синие лучи, а красные большую часть пути проходит через атмосферу, поэтому на закате солнце красное а небо голубое! Солнце близко к горизонту!
Дифракция – огибание светом препятствия!
Сквозь туман проходят плохо голубе синие фиолетовые!
Красный свет лучше всего видно в плохих условиях!
Дым и туман при съемке на пленке более синий, чем в реальности!
При съемке на ч/б если мы хотим усилить эффект дымки мы используем голубо или синий светофильтр – усиливает воздушную перспективу! оранжевый и светлый фильтры дымку уменьшает!
Рассейиватель делает свет более теплым! Так задерживает все олодные короткие лучи!
Дисфракция также наблюдается при прохождении света через диафрагму – маленькое отверстие. Диафрагма вырезает из общего потока света какую то часть рис 1 л 2 при очень маленькой диафрагме часть лучей начнет отклоняться
Камера абскура не дает четкого изображения именно из-за дифракции света на маленьком отверстии! В итоге – потеря резкости! – ухудшение изображение! Поэтому не рекомендуется фотографировать при сильно закрытой диафрагме: теряется фактура! При закрытой диафрагме глубина резкости увеличивается, а сама резкость падает. В пределах 5,6 ; 8 наилучшее диафранмееное число – фактруа наиболее ярка, заметна!!! Или же нам в дальнейшем нужно увеличть фото намного используем эти размеры!

Взять миру или газетный лист, устанвоить камеру, жестко закрепить и снять тест на разных значениях диафрагмы и менят выдержку, чтобы была одинакрвая экспозция! И сравнивать!  Так найти наилучшее значение диафрагмы!
Другое свойство света! Почему и для чего объектив имеет цветные отражения! Это связано с просветлением!
Просветление – интерференция!!!
Интерфернция – наложение волн! Если 2  одинаковые волны прийдут в одной фазе то они друг друга усилят если в разной фазе – погасят друг друга. Рис 2
Это явление стали использовать. Мы используем преломление света, чтобы лучи сфокусировать, но преломление не может быть без отражения.
Любая линза преломляя лучи одновременно будет отражать. Стекло отражает от 4 до 8 процентов, зависит от угла падения. В объективе линз много – большое количество отраженного света! Который ухудшает изображение!
Как уменьшить отражение света от линз. На стекло нанесли тонкую прозрачную пленку строго определенной тольщины! рис 3
Обе отраженные волны пойдут в противофазе и погасят дург друга
Сейчас уже многослойное нанеение  - каждая пленка убирает свой цвет!
- оптика тонких слоев – влияем на свет!
Интерфернционные (просветленные)светофильтры, например, голубой пропускает голубые и отражает красный оранжевый! Зеркально легкое покрытие. На нем меньше теряется света! Недостаток! Нельзя использовать с широкоугольной оптикой – получим неравномерный цвет поп полю кадра! Так кк под разным наклоном он пропусакет разные цвет!!!!!!!!
Интерференция также используется стеклах картин, записывается информация на CD DVDи считывается также из-за интерфернции!  В лазере все волны идут как одна волна, все одной длины и все идут синхронно! Когда луч лазера попадает на любое препятствие уже отражаются в разных фазах!
Еще проявление интерференции
Другие светофильтры – поглатительные – поглащают краснеы и оранжевые а синие пропускает!
Линза фринеля используется в светоисточниках. Была изготовлена для маяков.  Свет преломляется на ранице 2 материалов по разному. Короткие волны преломляются сильнее (синие, фиоетовые) – дисперсия света!!!!!! Зависимость степени преломления лучи от длины волны в обычной линзе сферической! Именно поэтому линзы не работают на радиоволнах! В следствии – хроматическая аберрация!!!! По краю светового пятна получается радуга.
Как устроена линза Фринеля рис4 – набор ступенечек! Но эта линза портит изображение, но нам и нужен размытый свет – но в данном случае убираются хроматические абееррации!
В объективах склеивают положительные и отрицательные – уирается хроматическая аберрация!
Также делают матированные линзы, которые также размывают хром аберрацию!
Еще 1 свойство  - поляризация!!!!
Поляризационный фильтр убирает блики! Как работает???
Волны бывают продольные и поперечные!
световая любая Волна как правило имеет определенную плоскоть колебания. Любой жидко кристаличиский экран можно зтемнить при помощи данного фильтра!  Поляризация – выделение лучей, имеющих определенную плоскость колебания! У него лучи имеют 1 плоскоть колебания! – по сути этот фильтр – мелкая решетка. Волны, которые проходят вдоль решетки - проходят, а поперек – гасятся! Поляризуются польностью или частично свет при определенном угле падения от неметалличексого поверхности!,  у каждой поверхгости он свой! Сущ есвтует угол при котором отраженный свет будет полностью поляризован – угол Брюстера. Я стекла примерно – 60 радусов! Перпендикулярные лучи не поляризуются! Мы може убрать блики только с одной поверхности, а одновременно со стаа и с окна мы не можем убрать блики.  Можно также притемнять синее небо под углом 90 граудусов к солнцу, то есть когда оно слева или справа!

Л3
Как измерить свет?! Основы фотометрии – измерения света!
Фотометрия и экспонометрия близки!
Ндо понять что нужно измерять у свет а и в чем!
Исторически эталон для измерения света – свеча, Единица – свеча!
Свет свету рознь! Одна свеча может давать разное количесвто света, а именно линза и сферическое зеркало перераспредеяет свет. Поэтому количество света определяется еще дополнительными компонентами!
Одна единственная свеч, кандела, оценивается то сколько севта дает прибор.
Кандела – I
Мы не оцениваем в Ваттах для оценки количества света так как это мощность потребления а не количество излучаемого света!
Желто-зеленый самый яркий для человеческого глаза! – 555 нанометров на этой длине волны дневной свет имеет наибольшее излучение! Солнце также дает желто-зеленое излучение, хотя воспринимается по другому. Фиолетовый – самый темный; красный также темнеет!
Важно как воспринимаются глазом свет лампы накалевания и дневной свет. Мы видим желтый свет от лампы накаливания, потоу сто на самом деле излучаются красные лучи, но мы боьше воспринимаем зеленых, в итоге мы получаем более желтый свет!
При одной и той же мощности источник света могут давать разное количество света, все будет определяться спектральным составом излучения, поэтому решили для света ввести специальные единицы измерения. Количесвто света стали оценивать в Люменах – световой поток!
Свечка – примерно 10-15 Люминов!
Канделла показывает сколько света идет в определенном направление, Лбмены показывает сколько источник дает света всего!
100 Ваттная лампа – 1000- 1200 Люменов!
Количесвто света, которое идет в определенную сторону – сила света – I
Световой поток – мощность излучения, оцененая на глаз человек, то чо увидили и восприняли!
Свет может быть каким то образом перераспределен, тогда можем иметь разный результат
Линза перенаправляет лучи света!!!!! Сила света определяется в Канделлах и показывает сколько света идет в определенную сторону
Свечка примерно дает 1 канделлу в каждую сторону.
Световая эффективность, которая как бы показывает эффективность источника света, показывает какой световой поток берет и единицы мощности
Люминесцентные лампы – 50-60 ЛМ в 5 раз болье обычной лампы накалевания.
Самая энергоемкая кинои фотолампы!
Энергосберегающие можно использовать при съемке
Сила света – сколько света в определнном направлении – характеристика осветительного прибора!
Самая важная величина – освещенность!!!!
Оценивает падающий на поверхность свет!!!!!!  Е
Измерятся люксах
1 Люкс примерно 1 кандела создает на расстоянии в 1 метр
люксметр показывает сколько света падает в определенную точку!
Самая большая освещенность на земле – 135000 люкс
Для нас важна освещенность, потому что то сколько света падает на объект будет определять то какую экспозиционную прау нам выбрать!
Ключ – то сколько света падает в ключевую точку!
Ключевая овещенность – освещенность сюжетно важнй точки в кадре, по которой определяется экспозиционная пара! Мы по ней определям экспозицию! По ключевой точки расчитываем экспозицию и организиуем световое решение всего кадра.
Как правило, ключевая освещенность совпадает с освещенностью рисующего света
Экспонометры, имеют насадку на которую свет падает.
Может быть плоская и полусфера. При замере ключевой освещенности.
Полусфера заменяет какойто объект (модель лиц) на эту полусферу свет падает также как на лицо. Экспономентр с полосферой помещается в ключевую точку и направляется на камеру. Получаем замер!!!!!! Но есть опасность ошибки, так не складывается с верхним светом и в зоне ушей! Полусферу прикрывает, чтобы на не попада только рисующий и заполняющий свет.
Плоская насадка моделирует плоскость! То есть можем оценить освещенность стены и другие плоские поверхности. Мы помещаем плоскую насадку паралельно нужной плоскости.
Любу кривую поверхность на маленькой поверхности можем заменить плоскости. В данном случае ключевая освещенность будует в самой освещенной точки и мы экспонометр в данном случае направляем из ключевой точки на главный источник света! Вероятность ошибки гораздо меньше в данном случае!
Какую экспозионную пару мы выбираем зависит от идей кадра. От того какую глубину резкости, например, мы хотим!
Если неизвестно какой источник основной? Тогда проверяем экспонометром несколько источников, выбираем наиоблее освещенную. В пасмурную погоду под углом 45 граудсов  к небу.
Солнце если ключевой – напрвалеем на солнце! Если  - контровой? То ищем что является на лице основынм источником света!!!!!